Что такое соционика?

Краткое введение в инновационную типологию людей
Соционика – это инновационная научная классификация людей по способу восприятия, обработки и передачи информации в ходе общения и деятельности. Соционика выделяет 16 врожденных режимов восприятия мира – психотипов. То есть для соционики решающим является именно информационный обмен человека с окружающим миром людей, предметов и событий.

После типирования - определения 1 из 16 психотипов у человека - можно предположить:
- задачи, в которых интересно совершенствоваться бесконечно;
- задачи, которые вызывают ступор, напряжение и переутомление;
- мотивацию поступков, ключевые ценности и приоритеты;
- предпочтения в методах обучения, круге общения и стиле жизни.
Соционика – это не типология характеров и уровней интеллекта. По психотипу нельзя сказать, насколько Вы порядочный, добрый, умный и одаренный, какой у Вас достаток и семейный статус.
Не любите читать?
Смотрите 4 бесплатных видео - введение в практическую соционику.
Имеет ли соционика научные корни?
Научные исследования психиатра Зигмунда Фрейда и его последователя Карла Юнга привели их к выводу, что психика имеет устойчивую многослойную структуру, а её «пищей» является информация. Юнг начал наблюдать нечто типичное в том, как разные люди живут, общаются, действуют, и описывать выводы в книге «Психологические типы».
Теория Юнга в 30-40-х распространялась в США в виде методики MBTI, в рамках которой разработали первые тесты для определения типа. До сих пор это единственный метод типирования MBTI, результаты которого часто расходятся с соционическим типом.
В 1950-60-х в России, СНГ и ряде стран Европы произошел всплеск интереса к различным типологиям личности. Литовский экономист Аушра Аугустинавичюте в 1968 году сделала решающий шаг, объединив результаты исследований в MBTI, психические признаки К.Г.Юнга и аналогию психолога А.Кемпински о сходстве обмена информацией у человека с метаболизмом в организме.
Именно Аугустинавичюте вычислила структуру психики, представив её в виде модели, а также описала логику построения моделей для всех 16 типов и механизм работы с информацией в каждом режиме восприятия.

Она написала ряд работ, создавав новую науку соционику на стыке 3 самостоятельных дисциплин: психологии, социологии и информатики.

Многие работы Аушры Аугустинавичюте научное сообщество признало как официальные публикации, так как свои выводы она не просто обосновала теоретически, но и протестировала на многих практических экспериментах и мастер-классах международного уровня.
Почему всех людей делят на 16 типов?
Смыслом любой типологии является попытка доказать истину «все люди разные», и никто не видит вещи «правильно». Психика избирательна, а суть информации зависит от того, кто её воспринимает, понимает и передаёт. Нет оснований ожидать от людей одинаковых мировоззренческих принципов, ценностей и способностей, даже если они из одной семьи, партии, нации. Различная специализация психики людей оправдана тем, что мы не испытываем информационных перегрузок и можем быть полезными друг другу в обществе благодаря своему уникальному восприятию мира.
Смыслом любой типологии является попытка доказать простую истину «все люди разные», и никто не видит вещи «правильно».
Что такое психотип?
Психотип – это сочетание 4 базовых параметров, которые формируют целостную картину мира человека.
Это пары взаимоисключающих признаков: этик не может быть логиком, иррационал - рационалом одновременно. В соционике тем не менее нет абсолютных значений. Специалист выявляет врожденную доминанту в каждой из четырех пар. Психотип – это очень глубинная часть личности, поэтому «прочитать» его может специалист, знающий, как по речи и визуальному образу на фото/видео отличить врожденные признаки от обученных в процессе воспитания родителями, школой, наставниками. Тесты лишь механически подсчитывают количество ответов по признакам.
Уязвимость тестов в том, что на результат влияет эмоциональное состояние, возраст, самооценка человека и обстановка, где проходит тестирование.
Пройти типирование с консультацией о карьере
Сила соционики в наглядности
Выше мы говорили про избирательность психики. То есть 16 психотипов воспринимают один и тот же информационный поток с разными затратами внимания, в разных объемах и с разной детализацией, то есть способностью различать тонкие нюансы в этой сфере. Для удобства в соционике информационный поток делится на тематические кусочки – 8 аспектов информации. Ключевые слова аспекта указаны ниже, а примеры задач из жизни приведены в видео. Для удобства в соционике используются простые значки.
  • волевая сенсорика
    борьба, воля, влияние, статус, соревнование, безопасность
  • сенсорика ощущений
    гармония, расслабление, комфорт, эстетический вкус, ощущения
  • интуиция возможностей
    развитие, удача, поиск разных возможностей, суть вещей, таланты
  • интуиция времени
    история вопроса, перспектива, творческая фантазия, время
  • этика эмоций
    состояния, атмосфера, эмпатия, гамма эмоций
  • этика отношений
    притяжение и дистанция в общении, мотивы, намерения, чувства
  • деловая логика
    навык, изобретение, деньги, выгода, организация
  • структурная логика
    правила, принципы, расчет, причина-следствие, справедливость
4 бесплатных видео
введение в практическую соционику за 45 минут
Как определить сильные и слабые стороны типа?
Создатель соционики А. Аугустинавичюте, человек с логическим мышлением, схематично представила психику в виде модели из 8 ячеек. Каждый психотип имеет уникальную матрицу потенциала – модель психики (модель А по имени создателя). Выше мы обсудили 8 аспектов информации. В зависимости от расположения аспекта в модели А, можно определить, насколько комфортной или стрессовой будет для психотипа данный тип информации и задач. Мы будем называть эту информацию профильной (ЭГО, СУПЕРИД) и непрофильной (СУПЕРЭГО, ИД) для конкретного типа. Модель психики в соционике делят на 4 блока как на картинке. Каждый из них мы активно наполняем жизненным опытом в определенном возрасте. Как соотносятся блоки психики и этапы психического взросления человека, согласно В. Гуленко, отражено ниже.

Желательно, чтобы основная информационная нагрузка в работе приходилась на профильные каналы восприятия, а по уязвимым каналам - была минимальной. Это значит, что человеку лучше не браться выполнять данные задачи без поддержки других или по возможности поручить их тем, кому они будут интересны и приятны.
БЛОК ЭГО. Активно наполняется с 25-28 лет. Кризис взросления. Поиск своего истинного призвания.
В нем зашифрована миссия психотипа и главное направление самореализации. Это локомотивные способности человека, к которым, к сожалению, обычно относятся без особого энтузиазма. Многие говорят: «А что тут такого особенного? А что у других по-другому?» Мы привыкли связывать развитие личности со словами «пахать», а не с «открывать» и «замечать в себе». Сильные стороны остаются неоцененными до тех пор, пока Вы сами не обратите на них внимание или кто-то не начнет ими восхищаться. В этом секрет сильных сторон! Зная, какие типы информации входят в блок ЭГО психотипа можно рекомендовать конкретные профессии, хобби, обучение, практические упражнения, которые принесут человеку много радости и желание совершенствоваться бесконечно.
БЛОК СУПЕРЭГО. Активен в возрасте 14–28 лет. Выбор профессии, поступление. Важно, как меня оценивают другие.
Часто называют «социальной маской» типа. Это 2 самых уязвимых канала восприятия, а жизненный опыт по ним добывается со сверхусилием и ошибками. Внешне мы можем подавать видимость уверенности, выдавая желаемое за действительное. Но внутри мы чувствуем себя «самозванцами» в этих сферах, поскольку понимание «как надо делать в теории» часто расходятся с практикой. Все мы склонны обрабатывать эти 2 типа информации поверхностно, жалея время, деньги и часто действуя наобум. Зная самые трудные для восприятия типы информации, можно выбрать специальность в ВУЗе на перспективу и позже уберечь себя от эмоционального выгорания на работе, которая была выбрана по слабым сторонам в 17 лет.
БЛОК СУПЕРИД. Активно развивается до 14-16 лет. Перебор занятий, поиск радости от обучения, игры. Высокая любознательность и открытость новому.
В соционике этот блок психики называют «детским», поскольку эти 2 типа информации являются необъяснимо притягательными и приятными. Как дети, мы любим обучаться этим навыкам чисто из интереса и общаться с людьми, у которых эти стороны личности сильные. Мы любим хвастаться своими успехами в данных областях жизни! Большинство проблем, связанных с недостатком сил и драйва в жизни взрослых связаны с «информационным голодом» этих 2 каналов восприятия. Чтобы отдохнуть и почувствовать прилив энергии, можно целенаправленно найти вещи – книги, фильмы, занятия, тренинги, окружение – чтобы «прокачать» этот блок психики.
БЛОК ИД. Особенно активен до 7 лет. Осваиваются психологической самозащиты. Возникает неосознанный интерес к каким-то занятиям.
Это самый глубинный слой психики, где лежат наши автоматические программы выживания – негативные реакции самозащиты от стресса. В зависимости от психотипа у людей бует разное понимание того, что является стрессовой ситуацией и как нужно в ней действовать. Если человеку приходится постоянно иметь дело с данными типами информации, то он живет в состоянии выживания и кризиса, "как на пороховой бочке", не чувствуя себя в безопасности. Это постоянно мобилизованное состояние может навредить здоровью.
Все 16 моделей психики уникальны, поэтому у них будет отличная от других манера мыслить и самовыражаться в обществе. Каждый из психотипов равноценен для общества и имеет равные стартовые условия для раскрытия потенциала.

К сожалению, многие люди после типирования по тестам и чтения общего описания, недооценивают возможности практического применения соционики. Между тем соционика уже доказала на практике свою полезность в качестве метода подбора успешной стратегии самопознания и саморазвития, улучшения взаимоотношений в семье. Соционика также обладает большим прогностическим потенциалом, например, в вопросах профориентации подростков и переквалификации взрослых, подбора кадров и эффективной команды проекта.
Хотите узнать о соционике больше? В нашем блоге много полезный статей.
Статью подготовила Наталия Кожина, эксперт-типировщик SocionikaFM.ru