Условия, блокирующие естественное развитие потенциала
- развитие в семье, где приветствуется "не высовываться" и "быть как все", "довольствуйся тем, что имеешь"
- фокус родителей в развитии ребенка на том, чтобы научить быть послушным, последовательным, все планировать и просчитывать заранее, жить по расписанию, ставить реалистичные цели, что подается как дисциплинированность
- подавление или порицание в ребенке желания вести других за собой и командовать в групповых играх
- подавление или порицание стремления ребенка быть первым и лучшим в чем-то ("тебе что - больше всех надо?")
- сверхценность скромности, умеренности, безопасности (отсутствия риска) как полезных личных качеств и стратегий жизни
- неприятие родителями и средой людей, стремящихся к успеху, благополучию, известности (закладывается убеждение, что это всегда только выскочки или мошенники)
- замкнутый образ жизни семьи (закрытый город, нелюдимость родителей, др.)
- отсутствие возможности быть в коллективе или команде для проявления лидерских качеств (единоличный спорт, домашнее обучение, др.)
- слишком благополучные условия развития и жизни, когда семья уже поборола все возможные препятствия (тогда, как правило, развитие человека данного типа идет через отказ от благ семьи и начинание с самых низов)